Фальсификат и контрафакт

Указ президента по созданию комиссии по борьбе с контрафактом в промышленном производстве

Стратегия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции

План борьбы с фальсификатом

Методические рекомендации

Буклет АПТС - Осторожно подделка!.pdf

 

Емкость рынка фальсификата в полиэтиленовых трубах наружных сетей составляет по предварительным оценкам 9-10 млрд. руб./год, из них:
• 5-10% в сетях газораспределения;
• 30% в сетях водоснабжения и водоотведения;
• 80% в кабельной канализации (телефония, освещение, силовые кабели).


Фальсифицированная продукция – продукция, умышленно произведенная с нарушением действующих нормативно-технических требований (поддельная) и (или) имеющая скрытые свойства и характеристики, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.


Контрафактная продукция – любая продукция, произведённая в целях введения в гражданский оборот или введенная в гражданский оборот с нарушением интеллектуальных прав, охраняемых в соответствии с гражданским законодательством.


Некачественная продукция (Брак) - продукция, не соответствующая обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора при отсутствии признаков фальсификации продукции.


В ПЭ трубах существует, по меньшей мере, три вида фальсифицированной и контрафактной продукции, которая представляет угрозу жизни и здоровью граждан:
1. произведенная из неокрашенного (не трубного) полиэтилена с добавлением сажи (защиты от УФ-излучения) во время экструзии для применения в напорных питьевых и газовых системах;
2. произведенная из не трубного сырья (регранулята) для использования в напорных системах;
3. выдаваемая за продукцию более известного конкурента (как правило такая продукция является некачественной, при этом подделывается маркировка и сопроводительные документы (сертификат соответствия и паспорт качества на продукцию).

Трудности в борьбы с производством и оборотом фальсифицированной продукции можно размелить условно на три группы:
1) несовершенство нормативно-правовой базы
Отсутствие в российском закондатльстве комплексного регулирования вопросов незаконного оборота фальсифицированной продукции. В понятийном аппарате федерального законодательства нет закрепленного общего (универсального) определения фальсифицированной продукции. Регулирование данных вопросов носит отраслевой характер и имеет существенные различия в зависимости от отраслевого законодательства.
В Российской Федерации отсутствует орган исполнительной власти, уполномоченный на формирование государственной политики в сфере борьбы с производством и оборотом фальсифицированной продукции, отсутствует орган государственного надзора, в полномочия которого входило бы противодействие фальсификату как явлению, а также отсутствует законодательство, устанавливающее базовую ответственность за производство и оборот фальсифицированной продукции.

Привлечение к гражданско-правовой ответственности производителя фальсифицированной продукции заказчиком (не являющимся потребителем) продукции (минуя поставщика) затруднительно в силу сложившейся правоприменительной практики, основанной на нормах гражданского законодательства.

Несмотря на то, что российское законодательство содержит нормы от ответственности за нарушение обязательных требований нормативно-технической документации, следует обратить внимание, что фальсификат является более опасным социальным явлением, чем нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов, (ответственность за которое установлена ст. 14.43 КоАП), поскольку характеризуется умыслом, сопровождается введением в заблуждение покупателей, и имеет корыстные цели. Таким образом, необходимы специальные нормы об ответственности, связанной с производством и обращением фальсифицированной продукции.

2) Вопросы технического регулирования и проблемы в работе системы обязательной сертификаций продукции
На сегодняшний день профессиональным сообществом не подвергается сомению факт недостаточной эффективности работы системы добровольного подтверждения соответствия в сфере производства трубной продукции.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. № 982 в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации включены лишь трубы полиэтиленовые напорные и для газопроводов (под кодом 2248). Между тем, указанный перечень продукции необходимо существенно расширить дополнительной номенклатурой трубной продукции. Однако, данная задача осложняется отсутствием утвержденных нормативно-технических требований к отдельным видам продукции.
На уровне Евразэс также отсутствуют технические регламенты о требованиях к полиэтиленовой трубной продукции.

С другой стороны, даже в системе обязательного подтверждения соответствия существует довольно распространенная практика выдачи недобросовестными органами по сертификации фиктивных сертификатов соответствия (как правило, без проведения испытаний).При этом, органы государственного надзора не обладают полномочиями по отмене (отзыву) таких серитификатов даже после отзыва свидельства об аккредитации у органа по сертификации.

3) Экономические и административные причины
Производители фальсифицированной продукции в силу более низких затрат способны предложить более низкую цену на продукцию. Подрядные организации, в свою очередь, в целях удешевления стоимости работ по строительству и реконструкции линейных объектов используют дешёвую трубную продукцию, которая, как правило, не соответствует требованиям нормативно-технической документации.

В силу особенностей законодательства в сфере конкурентных способов определения поставщиков при осуществлении закупкок недобросовестные поставщики с фиктивными сертификатами соответствия имеют конкурентные преимущества.

Участие в процедурах закупок поставщиков фальсифицированной продукции являетсякоррупциогенным фактором.

Кроме того, недобросовестные производители/поставщики нередко использовуют в своих интересах ситуации, когда строителю, эксплуатирующей организации, чиновникам необходимо своевременно сдавать объекты/осваивать средства

Для системного решения проблемы фальсификата и контрафакта в области трубопроводных систем Ассоциацией производителей трубопроводных систем разработана программа, которая охватывает разные стадии (проектирование, строительство и эксплуатацию объекта) реализации проектов объектов инфраструктуры:
• до конкурсное предупреждение появления фальсификата в проектах – работа с проектной и эксплуатирующей организациями по информированию о сложившейся ситуации на рынке, корректное и точное составление технических требований к продукции и спецификаций к проекту;
• выбор поставщика оборудования (технического решения), работа со строительной организацией, заказчиком и проектной организацией для поиска оптимального технического решения, укладывающегося в смету проекта;
• на стадии проведения конкурсов – в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ внесение в конкурсную документацию необходимых требований (санкций), ужесточающих требования к поставляемой продукции и предупреждающих о существенных материальных и судебных издержках (штрафы, пени, невозврат и неоплата продукции), которые понесет производитель и поставщик в случае несоответствия поставленной продукции заявленным требованиям;
• на стадии поставки – отбраковка поставленной продукции на этапе входного контроля строительной организацией в случае явного несоответствия внешнего вида, размеров и маркировки продукции ГОСТам, нарушения в оформлении сопроводительной документации (паспорта качества и сертификата соответствия), либо при подозрении на наличие скрытых дефектов. Составление акта отбора образцов, проведение испытаний, выдача заключения эксперта о соответствии/не соответствии ГОСТам;