АПТС приняла участие во Всероссийском водном конгрессе

1 июля 2019

 

С 24 по 26 июня состоялся Всероссийский водный конгресс (далее – Конгресс). В этом году вектор деловой программы Конгресса был направлен на выявление системных проблем отрасли водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ), поиск их решений для успешной реализации федеральных проектов, разработанных в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".

Ключевыми федеральными проектами национального проекта «Экология» по водным ресурсам являются «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов», «Внедрение наилучших доступных технологий». Для достижения целевых показателей, выполнения задач этих проектов необходима комплексна проработка проблемных участков на каждом этапе процесса водопользования – от забора воды из водного объекта до отведения сточных вод.

В этом году Ассоциация производителей трубопроводных систем (далее – Ассоциация) совместно с Российской ассоциацией водоснабжения и водоотведения стала организатором круглого стола «Состояние сетевой инфраструктуры водохозяйственного комплекса: оценка и мониторинг потерь воды, технологических и финансовых потребностей модернизации», участие в котором приняли представители Минпромторга России, ООО «Сибур», Института экономики города, ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», производителей продукции для трубопроводных систем. Модератором выступила Никонова Светлана Валерьевна – директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России.

По ее словам, износ инфраструктуры отрасли ВКХ на данный момент является запредельным и в среднем по стране составляет 70%, причем величины технического и бухгалтерского износов являются близкими по значению. Причины такого состояния сетей - как технологическая отсталость отрасли в сравнении с общепризнанными стандартами стран Европы и СНГ, так и пропасть в технологическом развитии между периферией и центром.

В связи с этим на уровне Правительства РФ было принято решение о выделении дополнительных средств из федерального бюджета на финансирование модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых достиг более 60%, в рамках федеральных проектов. Фонду реформирования ЖКХ поручено представить в Правительство Российской Федерации информацию о количественном составе и техническом состоянии объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, размере капитальных вложений, необходимых для приведения их в соответствие нормативно-техническим требованиям. Модернизация будет осуществляться за счет выделенных лимитов по федеральным программам "Чистая вода" и "Оздоровление реки Волги", а также за счет средств Фонда реформирования ЖКХ.

Генеральный директор Ассоциации Владислав Ткаченко в своем выступлении обратил особое внимание на проблему сбора и анализа статистических данных, на основе которых планируется выделение бюджетных средств на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. В действующем законодательстве однозначно не закреплены понятия «изношенные сети», «ветхие сети», «сети, нуждающиеся в замене», что не позволяет реально оценить масштабы износа коммунальной инфраструктуры и определить приоритетные объекты модернизации. Для реализации проекта модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, износ которых достиг более 60%, необходимо определить переходный период, провести инвентаризацию объектов инфраструктуры, для чего следует внести значительные изменения в формы сбора данной информации (как, например, 1-водопровод, 1-канализация), а также обязательно законодательно закрепить однозначные определения понятий, по которым будет осуществляться сбор данных для оценки состояния сетей.

Также Владислав Ткаченко обратил особое внимание участников круглого стола на проблему фальсификата и контрафакта. Качество продукции, которая будет закупаться для строительства и модернизации трубопроводных систем, ее соответствие заявленным требованиям должны контролироваться на всех этапах строительства – от проектирования до введения в эксплуатацию. Применение продукции сомнительного качества с непредсказуемыми эксплуатационными свойствами, то есть произведенной из нетрубного сырья с нарушением технологий или бывшей в употреблении, закономерно приведет к еще большему ухудшению ситуации на сетях жизнеобеспечения населения. Со своей стороны, Ассоциация ведет активную работу совместно с Государственной комиссией по противодействию незаконному обороту промышленной продукции, профильными министерствами и ведомствами по усилению контроля за качеством продукции и совершенствованию действующего законодательства в части ужесточения ответственности за производство и применение фальсифицированной продукции.

В поддержку данной позиции выступил заместитель начальника отдела анализа и формирования государственной политики в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции Минпромторга России Игошин Анатолий Вадимович, который сообщил, что в ближайшее время благодаря совместной работе с Ассоциацией в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, будут включены все полимерные трубы, фитинги, колодцы, а также трубы чугунные. Реализация указанных мер позволит повысить качество и безопасность трубной продукции для инженерных сетей жилищно-коммунального комплекса, а также позволит контролировать сертификацию продукции для трубопроводных систем и выдачу сертификатов соответствия.

Переход к обязательному технико-экономическому расчетному принципу при проектировании трубопроводных систем, учитывающий стоимость затрат жизненного цикла, поможет уже на этапе проектирования рассчитывать стоимость владения, эксплуатации и утилизации линейных объектов, выполненных из различных материалов. Такой подход также позволит объяснить всем участникам отрасли ВКХ, что применение дешевой продукции, не соответствующей требованиям, влечет за собой дополнительные затраты на эксплуатацию и владение в виде систематических ремонтных работ на аварийных участках. Но, как отметил Владислав Ткаченко, чтобы этот переход стал возможен, необходимо разработать своды правил на эксплуатацию сетей водоснабжения и водоотведения, своды правил обследования сетей водоснабжения, актуализировать своды правил обследования сетей водоотведения и другую нормативно-техническую документацию (в СП Водоснабжение и СП Водоотведение в недостаточной мере учтены новые технологии), разработать Технический регламент на сети водоснабжения и водоотведения, а также навести порядок в сметном нормировании и ценообразовании.

Одним из инструментов управления жизненным циклом объекта, включая его экономическую составляющую, является информационное моделирование. Об опыте применения нейросетевого цифрового моделирования в сфере водопользования рассказала Жукова Анастасия Геннадьевна - директор департамента сопровождения проектов развития ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга». Специалистам водоканала удалось смоделировать нейросеть, которая с точностью 65% предсказывает вероятность возникновения аварии на участках трубопровода.

О необходимости использования современных технологий и материалов при строительстве, модернизации и эксплуатации трубопроводных систем в рамках круглого стола было сказано не мало. Глобально развитие технологий и промышленности не стоит на месте, поэтому для строительства надежной и долговечной инфраструктуры применение инновационных технологий и материалов необходимо.

По результатам обсуждений модератор круглого стола настоятельно призвала всех участников присоединиться к работе проектной команды «Отраслевое развитие: Водоснабжение и водоотведение» Межведомственной рабочей группы по разработке проекта концепции Стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2035 года, в рамках которой будет возможность более детально обсудить существующие проблемы и разработать варианты их решения.

Основными задачами Стратегии являются:

- снижение износа основных фондов, улучшение технического состояния и повышение энергоэффективности жилищной и коммунальной инфраструктуры, переход отрасли на использование новых технологий, в том числе цифровых,

- формирование экономически устойчивой модели функционирования отрасли (расчет реальной стоимости услуг, определение величины тарифов и взносов с учетом реальных потребностей, повышение эффективности сбора платежей и борьбы с неплательщиками),

- развитие предпринимательства, усиление конкурентной среды и привлечение частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства;

- совершенствование системы отношений между собственниками помещений в многоквартирных домах, управляющими организациями и ресуроснабжающими организациями;

 - повышение энергетической эффективности отрасли.